Он здесь, чтобы остаться
Осенью 2020 года американцы готовились к сокрушительной победе демократа Джо Байдена. Предыдущие выборы, равно как и сам президентский срок президента Дональда Трампа игнорировать все же затруднительно – а потому его оппонентами было решено считать свой провал четырехлетней давности чем-то вроде досадной оплошности, которую, разумеется, можно и нужно исправить в этом ноябре.
Предполагалось, что несносный Дональд своей ложью, своим популизмом, своими скандалами убедил всех – голосовать надо за Байдена и только за Байдена.
Однако сразу после начала подсчета голосов стало понятно, что блицкриг у демократов явно не получился. Кандидаты зачастую шли вровень, а разница измерялась ничтожными долями процента.
Движение, созданное Дональдом Трампом, живо и здорово, и более прочно, чем ожидали эксперты и чем когда-либо.
Неважно, победит он или проиграет, Трампизм, похоже, будет жить.
Республиканский политический эксперт София Нельсон быстро подвел итоги выборов: «Движение Трампа реально. И оно здесь останется».
Несмотря на то, что база Трампа неоднократно — и ошибочно — описывалась как всего лишь пожилая, белая и сельская, она помогла ему получить третье самое большое число голосов в американской политической истории — после Джо Байдена и Барака Обамы в 2008 году.
Испаноязычные избиратели повернулись к Трампу на этот раз — их высокая явка помогла ему разгромить Байдена во Флориде.
Трамп организовал десятки предвыборных митингов в преддверии встречи на выборах с бывшим вице-президентом от Демократической партии. Его регулярно встречали большие толпы.
Все это свидетельствует о широкой поддержке.
Магнат-застройщик, ставший мировым лидером, все еще один из самых популярных республиканцев в последнее время, самый популярный со времён Рональда Рейгана.
За последние четыре года все изменилось. Республиканские политики на всех уровнях усвоили, что путь к успеху в эпоху Трампа предполагает следование в фарватере президента. Рейтинг одобрения Трампа среди избирателей Республиканской партии колеблется около 90%, а умеренные и консерваторы #NeverTrump, которые противостоят ему, либо ушли, либо были изгнаны из партии. Нет очевидного кандидата, чтобы вернуть Республиканскую партию в центр.
В новейшей истории уже есть одна неудачная попытка широкомасштабной реабилитации. После поражения Ромни в президентской гонке 2012 года Республиканский национальный комитет провел ревизию своей программы, чтобы выяснить, как победить в 2016. Его вывод о том, что Республиканская партия должна принять иммиграционную реформу и создать более мягкий, более гостеприимный образ для привлечения меньшинств, миллениалов и ЛГБТ, был полностью проигнорирован. Вместо этого Трамп выступил в роли той фигуры, что толкнула партию в противоположном направлении. Кажется, он вряд ли уступит эту роль, независимо от результатов этого года. Можно с уверенностью ожидать, что он сохранит контроль над партийным аппаратом, когда в январе Республиканский национальный комитет выберет своего следующего председателя.
Республиканская партия обязана ему победой на выборах в Сенат 2018 и 2020 года. Что бы она ни отстаивала, сегодня избиратели ассоциируют ее с одним человеком: с Дональдом Трампом. Демократы шли на выборы, полагая, что этот факт станет настоящей катастрофой для республиканцев. Не вышло. Результатом вместо «голубой волны» стали разгромные победы Трампа во Флориде, Огайо и Айове, успешное выступление GOP на выборах в Конгресс и фотофиниш Байдена, разгромная победа которого во всех колеблющихся и даже некоторых республиканских штатах всего пару дней назад предсказывалась всеми аналитиками.
В 2024 году Трампу будет 78 лет — как Джо Байдену сейчас и Берни Сандерсу год назад, что оставляет президенту США большое окно возможностей стать первым президентом со времен Гровера Кливленда, правившим два срока с перерывом между ними. Трампизм не побежден. Он здесь, чтобы остаться. Трамп здесь, чтобы остаться.
Трамп — 2024.
